Чтобы разобраться в ситуации, почему не работает дрель, необходимо сделать краткий экскурс в устройство ее основных узлов. Хотя на вид габариты дрели меньше, например, электрического редуктора, но все законы электромехпники не чужды этому популярному электроинструменту. Поэтому будем исходить из того, что дрель в своей конструкции имеет элекрическую и механическую составляющие.
Содержание
- Механическая часть.
- Электрическая часть.
Механическая часть
К механической части относится корпус, редуктор и патрон. Как узнать, что причина поломки именно в механической части? Очень просто. Если у вас остановилась дрель, отключите ее от электросети и проверните патрон. Если вал, на который насажен патрон вращается легко, значить причину неисправности нужно искать в электрической цепочке. Но все же если патрон вращается туго или вообще непроварачивается проверяем основные узлы механической части.
Корпус дрели может быть изготовлен из прочной пластмассы или из двух частей: корпус редуктора металлический, а остальная часть пласмассовая, где расположен якорь электродвигателя.
В том или ином случае к неисправностям корпуса можно отнести его наружные повреждения (трещины, сколы, вмятины и т. д.). Если такие проблемы имеются лучшим вариантом буде заменить корпус на новый. Хотя некоторые мастера предлагают корпус склеивать, но, к сожалению, это не надолго.
Еще одна проблема, по которой вал дрели может подклинивать или вообще остановиться ‒ это разбитые посадочные места под подшипники редуктора. В этом случае, если корпус цельный пластмассовый, его нужно заменить. Если корпус состоит из двух частей, то нужно будет поменять корпус редуктора. Все это есть в продаже.
Если во время эксплуатации дрели слышны посторонние звуки, такие как скрежет, повышенный шум, щелчки ‒ все это есть признаками того, что у вас неисправен редуктор. Может выйти из строя шестерня, храповик или подшипник. Особенно, это касается дешевых китайских инструментов, где шестерни изготовлены из силумина (сплав алюминия с кремнем), у которых при повышенных нагрузках ломаются шестерни. Устраняется проблема с помощью замены изношенных деталей.
Ну и, наконец, одной из причин почему не работает дрель, является поломка патрона, который является одним из основных узлов инструмента. Важность его заключается в том, что он передает вращательный момент от электродвигателя к рабочему инструменту (сверлу). Крепится патрон к дрели тремя способами: резьбовым, конусным и цанговым. Отсюда можно определится, в случае обнаружения неисправности, если патрон болтается на оси редуктора:
- Может быть сорвана резьба.
- Сработалось посадочное место конуса.
- При цанговом соединении ослаблен винт.
Еще одна неисправность патрона ‒ это плохой зажим сверла. Здесь нужно рассматривать два способа крепления сверла в патроне: самозажимной и патроны SDS.
В самозажимном патроне где сверло фиксируется храповым колесом с кулачками, могут стереться кулачки (подвижные губки) или срабатывается само храповое колесо. В варианте с SDS патроном разбиваются посадочные места. В двух этих случаях патрон рациональней будет заменить на новый.
Электрическая часть
Итак, если у вас вал вращается легко, а при включении инструмента в сеть, он гудит, вибрирует и никак не хочет вращаться, значить проблему необходимо искать в электрической части конструкции инструмента. Обычно поиск происходит в таких направлениях:
- Износ щеток электродвигателя.
- Неисправность электродвигателя.
- Поломки кнопки «пуск».
Износ щеток электродвигателя
Первым признаком того, что щетки пора менять является искрение в месте контакта их с коллектором двигателя, а так же перебои в работе дрели при повышенной нагрузке.
Поменять щетки несложно, но сам процесс требует предельной осторожности. Очень аккуратно и не спеша нужно следить за тем, чтобы пружинки, фиксирующие щетки, при поднятии их вверх не улетели в неизвестном направлении.
Щетки, как и пружинки, можно приобрести в магазине. Вообще, для большей надежности, если вы решили поменять щетки, меняйте и пружинки, потому что они так же теряют свою упругость.
Неисправность электродвигателя
В электродвигателе в основном выходят из строя обмотки ротора и якоря. Причины могут быть разные: заводской дефект, перегрев инструмента, заклинивание сверла, сверх допустимая нагрузка. Неисправность можно определить визуально или по распространению запаха гари.
Если же так просто не удалось выявить проблему, нужно проверить обмотки с помощью тестера, потому что возможно межвитковое замыкание или обрыв провода. Нужно заметить, что ремонт двигателя нужно производить в специальных мастерских.
Поломки кнопки «пуск»
Если при включении дрели в электросеть двигатель не вращается или вращается, но не набирает обороты при дальнейшем нажатии на пусковую кнопку, то здесь вероятней всего вышла из строя панель кнопки «пуск».
В одной схеме с этой кнопкой расположены детали и реверсивного переключателя. Здесь может быть несколько причин поломки: выход из строя пускового конденсатора, подгорание или загрязнение контактов, механические повреждение как кнопки «пуск», так и реверсивного переключателя.
Хотя первая причина, почему не работает дрель, и с этого нужно было, наверное, начинать ‒ это выход из строя силового кабеля. Но, как говорится, лучше поздно чем никогда. Кабель может быть банально оборван, передавлен, перетерт, поломана вилка и т. д.